Указанный спор представляет значительный интерес для всех производителей оборудования связи, т.к. проявляет проблемы государственного регулирования в распределении радиочастотного ресурса, препятствующие выходу на рынок российских разработок.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 года по делу № А40- 20573/20-148-104
ООО «Завод «Эталон» (Общество) в соответствии с уставными целями и предметом деятельности осуществляет разработку, производство и продажу коммуникационного и передающего оборудования гражданского назначения, включая радиоэлектронные средства, то есть является участником рынка разработки, производства и применения радиоэлектронных средств гражданского назначения.
Общество, имея законный интерес к реализации разрабатываемых и производимых им РЭС максимально возможному числу участников рынка средств связи и услуг связи с использованием радиочастотного спектра (радиочастотного ресурса) в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц, на равных условиях с другими лицами, т.е. на условиях выделения этой полосы частот для применения неопределенным кругом лиц, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере для целей создания глобальной, устойчивой, безопасной и конкурентоспособной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, преимущественно на основе отечественных разработок, в апреле 2019 года обратилось к Руководителю аппарата Государственной комиссии по радиочастотам с заявлением о выделении ООО «Завод «Эталон», как российскому производителю радиоэлектронного оборудования, полосы радиочастот 1785-1805 Мгц для разработки, применения и производства базовых и абонентских станций сетей широкополосного беспроводного доступа.
Решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.10.2019 года № 19-52-04-1 (пункт 5), ООО «Завод «Эталон» выделена полоса радиочастот 1790-1800 МГц (суженная от запрошенной на 10 МГц) и только для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации.
Указанным решением Комисссии от 22.10.2019 г. ООО «Завод «Эталон» отказано в выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, а также полос радиочастот 1785-1790 МГц и 1800-1805 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации.. Основанием для отказа явилось отрицательное заключение Роскомнадзора о возможности выделения полосы радиочастот, в котором он также сослался на решение Государственной комиссии по радиочастотам от 11.09.2018 г. № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» полоса радиочастот 1785 - 1805 МГц была выделена неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации».
Указанное решение официально опубликовано на сайте Минкомсвязи России в сети Интернет по адресу https://digital.gov.ru/ru/documents/6230/ 26 сентября 2018 г.
Общество полагая, что решения Государственной комиссии по радиочастотам от 11.09.2018 г. и от 22.10.2019 года подлежат признанию незаконными, поскольку они не соответствуют: Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»; Федеральному закону «О защите конкуренции»; Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указу Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»»; Положению о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 года № 336 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам»; Плану перспективного использования радиочастотного спектра, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2017 г. № 451-16, правовой позиции решения Верховного Суда РФ от 24.04.2019 г. по делу АКПИ19-116, и незаконно ограничивают свободу предпринимательской деятельности неопределенного круга лиц (включая Общество) в связи с использованием радиочастотного спектра, а именно создает препятствия в осуществлении разработки, производства и применения радиоэлектронных средств на территории Российской Федерации в полосе радиочастот 1785 - 1805 МГц максимально возможным кругом лиц, оспорило решение Комиссии от 22.10.2019 г. в Арбитражном суде г. Москвы (дело №А40- 20573/20-148-104).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд привел в решении доводы Общества о том, что вместо выделения заявленной полосы частот для использования, разработки, производства и применения радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа, Обществу фактически выделена полоса частот только для проведения работ по разработке РЭС (проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ). Из этого решения следует, что ООО «Завод «Эталон» разрешено разрабатывать РЭС в полосе радиочастот 1790-1800 Мгц в течении 10 лет, а производить, продавать (реализовывать) и применять РЭС – не разрешено.
Однако Суд не устранил правовую неопределенность в отношении основных правовых вопросов спора, а именно: 1) вправе ли Общество производить радиоэлектронные средства для использования в спорной полосе радиочастот; 2) об отсутствии в Комиссии полномочия конкретизировать неопределенный круг лиц при выделении полосы радиочастот.
В ходе судебного разбирательства по делу № А40-20573/20-148-104 Обществу впервые стали известны следующие фактические обстоятельства, затрагивающие законные интересы не только Общества, но и неопределенного круга, а именно, что оспоренное решение Комиссии от 11.09.2018 г. было принято в отсутствие основополагающего фактического основания для любого выделения полосы радиочастот - радиочастотной заявки от Минтранса, либо от ОАО «РЖД», либо от других заинтересованных лиц.
Необходимость подачи такой заявки для выделения полосы радиочастот прямо предусмотрена решением Комиссии от 20.12.2011 № 11-13-01 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений». Приложением №1 к Порядку установлен Состав материалов радиочастотной заявки, включая заполненные тактико-технические данные на тип радиоэлектронных средств на бланке формы N 1 ГКРЧ.
В отсутствие радиочастотной заявки заинтересованного лица как необходимого фактического основания решения Комиссии от 11.09.2018 г. № 18-46-02, и поэтому - в отсутствие официально заявленных тактико-технических данных на тип радиоэлектронного средства, Общество в рамках предоставленного ему права использования выделенной полосы радиочастот 1790-1800 МГц (ограниченного проведением научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ в целях разработки и производства радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа на территории Российской Федерации), не имеет законных оснований запросить у Комиссии, получить и учитывать при проведении указанных работ, а Комиссия не может предоставить Заявителю отсутствующие у неё официальные достоверные сведения о тактико-технических данных конкретных типов радиоэлектронных средств, используемых либо планируемых к использованию в технологических сетях связи на железнодорожном транспорте в спорной полосе радиочастот, включая проведение теоретических и экспериментальных (включая натурные) исследований по определению величин соответствующих территориальных разносов от действующих и планируемых РЭС инфраструктуры железнодорожного транспорта. То есть предоставленное Комиссией Обществу право является нереализуемым, т.е. иллюзорным.
В связи с изложенным, незаконно принятое решение Комиссии от 11.09.2018 г. № 18-46-02 о выделении полосы радиочастот в отношении неопределенного круга лиц препятствует:
По указанным выше обстоятельствам Общество обратилось с заявлением о правовой поддержке в АРПЭ, а также направило заявление в Арбитражный суд Москвы об оспаривании решения Комиссии от 11.09.2018 г. № 18-46-02.
Меры поддержки со стороны АРПЭ разрабатываются. Информация о возбуждении производства в Суде будет предоставлена на сайте АРПЭ дополнительно.