RUS / ENG
+7(916) 917-16-11
+7(495) 228-70-27

Как получить льготы производителям электроники?

Как получить льготы производителям электроники?

Практически все члены АРПЭ связаны с разработкой, проектированием или производством электроники. Известно, что для этих категорий существует немало льгот и преференций.
Как ими воспользоваться? Мы попытались разобраться и описали это в некоем подобии инструкции.
В ней есть общий ввод в тему со списком льгот и документов, а также есть прикладная пошаговая часть. Некоторые льготы совсем свежие - ими еще никто не успел воспользоваться.
Если найдете ошибки или захотите что-то добавить (помочь товарищам) - будем благодарны.

Инструкция «Как получить льготы производителям электроники»

Часть I. Теоретическая база

Госрегулирование (стимулирование) рынка электроники, решающее задачу импортозамещения, имеет три направления:

1. Преференции российской продукции/ограничения импорта. Это направление определяет ценовые преференции российской продукции в закупках, ограничения на допуск импортной продукции к закупкам, квоты – минимальные доли российской продукции в закупках.

2.  Критерии продукции российского происхождения. Это направление определяет требования к уровню локализации продукции, при котором она признается российской и получает преференции.

3. Порядок подтверждения российского происхождения. Это направление определяет порядок прохождения экспертизы и состав документов.

Первое направление госрегулирования составляют следующие ПНА:

- Постановление Правительства РФ № 878 (ПП 878) в части запрета на использование импорта по правилу «третий лишний» - если в закупках участвуют два конкурирующих продукта российского происхождения, то предложения импортной продукции отклоняются. Принцип «третий лишний» распространяется на закупки по 44-ФЗ для групп продукции, которые определены разделом ПП 878 с перечнем кодов ОКПД2. В перечень входит полностью 26 группа, к которой относится почти все ИТ-оборудование.

- ПП № 925 устанавливает 30% ценовое преимущество для электронной продукции российского происхождения (увеличено с 15% до 30% в 2019 г). Ценовая преференция распространяется на закупки по 223-ФЗ для групп продукции, которые определены перечнем кодов ОКПД2 в ПП 878.

- Приказ Минфина России № 126н устанавливает 15% ценовое преимущество для продукции российского происхождения на закупках по 44-ФЗ. Приказ дополняет ограничения «третий лишний», установленные в ПП 878, в случаях, когда в торгах участвует только одна заявка с продукцией российского происхождения.

- ПП № 1746 устанавливает запрет на закупки зарубежных систем хранения данных, осуществляемые по 44-ФЗ.

- ПП № 673 от 28.05.2019 устанавливает требование по использованию оборудования хранения данных («накопления информации») российского происхождения в сетях операторов, на которые распространяется действие ФЗ-374 «О противодействии терроризму» (закон Яровой).

Второму направлению госрегулирования соответствуют:

- ПП № 719, устанавливающее критерии российского происхождения продукции по составу комплектующих и технологическим операциям для продукции, представленной в Приложении к ПП 719, по адвалорной доле не менее 50% для продукции, которая не представлена в Приложении (сертификат СТ-1).

- ПП № 878 в части, установления критериев российского происхождения для телеком оборудования. Они дополняются методикой определения уровня локализации телеком оборудования в Приказе Минпромторга № 1032.

Третьему направлению государственного регулирования соответствуют:

- ПП № 2392, определяющее Правила ведения Реестра, перечень документов для заявки о включении в Реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

- ПП № 878, в части установления порядка формирования Единого реестра.

- Приказ Минпромторга № 1032, в котором устанавливается порядок экспертизы телеком оборудования на соответствие критериям 878 ПП и требованиям к уровню локализации.

- Приказ ТПП РФ № 52 от 30.05.2018 определяет порядок экспертизы и подтверждения российского происхождения продукции по критериям 719 ПП.

Планируемые изменения и дополнения регулирования в этой сфере

4 декабря 2020 года Минпромторг РФ вынес на обсуждение на regulation.gov.ru проект постановления Правительства РФ, который устанавливает ограничения за закупки импортной продукции по 44-ФЗ по принципу «второй лишний». Т.е. при наличии любого предложения российской продукции заявка на поставки зарубежной продукции должны быть отклонены.

3 декабря 2020 года приняты два постановления Правительства РФ, которые устанавливают требование по минимальной доле российской продукции в закупках. По 223-ФЗ – ПП РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013, по 44-ФЗ - ПП РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014. Оба постановления устанавливают повышающиеся с 2021 по 2023 год квоты на закупки российской продукции. Квоты на закупки российской вычислительной техники составляют 50% в 2021 году, 60% в 2022 году, 70% в 2023 году, к вычислительной технике по классификатору ОКПД2 относятся и промышленные контроллеры. Квоты на закупки российского телеком оборудования составляют 44% в 2021 году, 49% в 2022 году, 49% в 2023 году, на средства связи радиоэлектронные - 50% в 2021 году, 90% в 2022 году, 90% в 2023 году, на контрольно-измерительные приборы - 50% в 2021 году, 60% в 2022 году, 70% в 2023 году.

Проходит обсуждение проект указа Президента РФ «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры» (КИИ). Изначально указ предписывал субъектам КИИ перейти на преимущественное использование российского оборудования и ПО с 2021 г. В настоящее время рассматриваются предложения отложить переход на 2024 год. Порядок перехода и требования к субъектам КИИ должны быть раскрыты в дополняющих НПА.

До конца 2020 года Реестр радиоэлектронной продукции российского происхождения планировали интегрировать в новую переработанную Государственную Информационную Систему Промышленности (ГИСП). Это должно повысить прозрачность ведения реестра, сократить сроки обработки заявок на внесение продукции в Реестр, сделать Реестр более удобным для заказчиков, которым необходимо проверить наличии в Реестре закупаемой продукции, подтвердить статус российского происхождения, или найти продукцию, закупками которой можно выполнить требования по минимальной доли российской продукции.

Вместе с разработкой новых балльных критериев российского происхождения продукции разрабатывается порядок их подтверждения для внесения уточнений в 52 приказ ТПП РФ. Вслед за порядком экспертизы планируется подготовить уточнения и изменения в порядок аккредитации экспертов, осуществляющих экспертизу. Для осуществления методического контроля планируется создать методический совет при МПТ из представителей отраслевых ассоциаций и консорциумов. Он будет наделен в том числе правом инициировать отзыв экспертных заключений, выданных с нарушением методики, а также исключение продукции из Реестра если производитель в процессе поставок продукции сокращает уровень ее локализации, например, переносит часть технологических операций за рубеж.

Как вы усвоили материал? )))

Вопрос: Сколько реестров существует в области электроники для получения льгот и преференций?

Ответ: как минимум – три.

- Реестр организаций, проектирующих и разрабатывающих … Попав него, вы будете получать льготы также, как программисты.

- Реестр радиоэлектронной продукции РФ. Если ваши товары в нем, то у вас будут преимущества в госконтрактах.

- Реестр телекоммуникационного оборудования Российского происхождения.

Часть II. Практика (почти по шагам)

С чего начать, чтобы получать льготы и привилегии?

1. Пробуем пойти путём Постановления Правительства РФ № 2392 от 31.12.2020 "О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101060028

Тут всё расписано по шагам. Есть лишь одно «но». Этим путём ещё никто не прошёл. Есть опасения, что Минпромторг заставит вас принести не указанные в перечне справочки.

Если же ваша организация НЕ подходит под ПП 2392, то …

2. Смотрим Постановление Правительства № 719 от 17 июля 2015 г. «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ»

Раздел IX. Продукция радиоэлектроники:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183175/30a61bd4189835a15b3bc2743b11585e9081ba01/

Находим свои позиции. Если нашли, то начинаем сбор доказательных документов

https://minpromtorg.gov.ru/activities/vgpp/vgpp1/info/

Тут придётся обратиться в региональную ТПП, которая будет делать заключение от 1 до 6 месяцев. Параллельно вам могут предложить «ускорить дело».

Собранные документы предоставляем в Минпромторг, где заявку могут рассматривать еще несколько месяцев.

Теоретически весь этот процесс давно обещают перевести в форму электронных услуг.

Если ваши изделия не походят под ПП 719, а более относятся к телеком-оборудованию, то всё пойдет еще труднее ...

3. Идём по пути Реестра телекоммуникационного оборудования Российского происхождения ТОРП. Злые языки утверждают, что новичкам в этот Реестр попасть почти невозможно. Здесь описано все, что официально необходимо на этом пути:

http://mkb-electron.ru/prisvoenie-telekommunikacionnomu-oborudovaniyu-statusa-oborudovaniya-rossijskogo-proisxozhdeniya/

Если у вас есть положительный или отрицательный опыт в этой сфере – пишите, давайте вместе сделаем этот путь более простым и прозрачным:  info@arpe.ru