В конце марта прошли две конференции по проблемам IT-отрасли и электронной промышленности. Впечатления и выводы по их итогам
Министерство промышленности и торговли 25 марта провело XX Отраслевую конференцию радиоэлектронной промышленности.
А 26 марта вице-премьера Дмитрий Чернышенко провел встречу с представителями IT-отрасли, на которой обсуждался «третий пакет» мер поддержки в условиях внешнего санкционного давления.
Предлагаю сопоставить оценки и предложения, прозвучавшие на этих собраниях.
Конференция Минпромторга прошла в подмосковном отеле «Свежий ветер», который расположен рядом с горнолыжным курортом «Сорочаны». Конференция проходила без видеотрансляции, кроме того, участники при регистрации должны были подписать соглашение о нераспространении информации.
Собрание с представителями IT-отрасли прошло в Координационном центре правительства РФ с прямой открытой трансляцией в интернет.
Ниже я представляю свои личные впечатления от двух мероприятий и выделяю наиболее важные, с моей точки зрения, тезисы, не раскрывая авторов загородной конференции Минпромторга, поскольку не могу гарантировать точность цитат по памяти. Кроме того, считаю, что докладчики конференции представляли не свои, а консолидированные оценки и решения государства.
Координационный центр правительства РФ
В Координационном центре компаниями IT-отрасли. Мы сами виноваты в том, что допустили технологическую зависимость от зарубежных разработчиков программного обеспечения. Нас лишили доступа к зарубежным решениям, но в этом есть положительный момент. Опасности для государства и промышленности нет, хотя российские решения недотягивают до уровня технологических гигантов. Наш рынок недостаточен для коммерческой окупаемости многих решений, мы обречены на экспорт и конкуренцию в агрессивной конкурентной среде.
В Сорочанах компаниями электронной промышленности. Случилось то, о чем даже не мечтали: зарубежные компании сами покидают Россию, предприятия отрасли должны занять освобождающийся рынок. Ничего страшного в санкциях нет, это привычно. Участники конференции точно останутся в «этой» стране. Нас не интересуют колеблющиеся, ставка на «морально устойчивые» компании. Нам не привыкать выигрывать малыми силами. Нужен рывок, чтобы «не стыдно было ехать на кладбище».
При текущем охвате и жесткости ограничений возникнут множественные остановки производств электронного оборудования, если компании отрасли не успеют найти альтернативные каналы поставок или не смогут перестроиться на них
Комментарий. Обстоятельства, в которых электронная промышленность России сталкивается с санкционными ограничениями:
1. Все российские производители электронного оборудования гражданского назначения используют широкую номенклатуру зарубежных электронных компонентов. Не только Россия — ни одна страна в мире не может обойтись без импорта компонентов. В условиях глобализации сложилась взаимная зависимость стран, а также общая зависимость от корпораций, доминирующих в своих технологических направлениях.
2. Переход на использование российских микросхем и других компонентов не позволяет снять проблемы санкционных ограничений. Во-первых, российские компоненты покрывают лишь незначительную долю в номенклатуре, которая требуется для производства электронного оборудования; во-вторых, сами производители компонентов зависят от поставок зарубежных материалов, САПР, IP-блоков и технологического оборудования.
3. Замена американских, тайваньских, европейских и японских компонентов на китайские требует полного перепроектирования электронного оборудования и перестройки кооперационных цепочек. Даже при условии полной финансовой обеспеченности проектов на это потребуются годы. В большинстве случаев это приведет к существенному снижению функциональных характеристик продукции. Дополнительно это осложняется рисками адресных санкционных ограничений для китайских производителей, они также зависят от поставок зарубежных материалов, технологического оборудования, САПР, IP-блоков.
4. Из-за дефицита на глобальном рынке полупроводников ограничены возможности закупки компонентов по независимым каналам, на которые не распространяются требования экспортного контроля и санкций. В период дефицита складские запасы независимых дистрибьюторов были почти полностью выбраны. Чтобы обеспечить серийное производство электронного оборудования для автомобильной промышленности, транспорта, энергетики, ЖКХ, систем безопасности, телекоммуникационной инфраструктуры, требуются авторизованные поставки, которые контролируются производителями компонентов.
Последствия санкций для промышленности будут зависеть от охвата по номенклатуре, по областям применения и конечным заказчикам. Ограничения вводятся последовательно с расширением охвата и повышением требований. Установленные в настоящее время ограничения позволяют закупать компоненты общего применения (классифицируются кодом EAR99) для выпуска оборудования гражданского назначения в интересах заказчиков, которые не внесены в санкционные списки. Требуют лицензирования с запретом поставки по умолчанию высокотехнологичные компоненты и компоненты с повышенной стойкостью к внешним воздействиям (классифицируются кодами ECCN).
При этом зарубежные компании, которые могли бы продолжить поставки своей продукции, часто сами отказываются от продаж в Россию. Российский рынок электронных компонентов составляет менее 0,5% от мирового. Потери продаж в Россию оцениваются глобальными корпорациями как менее существенные по сравнению с рисками случайных нарушений законодательства об экспортном контроле.
При текущем охвате и жесткости ограничений возникнут множественные остановки производств электронного оборудования, если компании отрасли не успеют найти альтернативные каналы поставок или не смогут перестроиться на них. Остановки производств могут начаться через один-два месяца, когда будут израсходованы буферные запасы компонентов. За ними последуют остановки производств и проектов в других отраслях промышленности, где используется электронное оборудование. Общее число сотрудников компаний, которые прямо пострадают от текущих санкционных ограничений, исчисляется сотнями тысяч человек.
В Координационном центре. Рекомендовать всем заказчикам не подавать иски на компании по договорам на поставку продукции, которая подпала под санкции (15 марта Минцифры выпустило письмо в адрес государственных заказчикам об обстоятельствах непреодолимой силы.
В Сорочанах. Не можем подтвердить форс-мажор, чтобы не допустить отказа производителей и поставщиков от выполнения своих обязательств по контрактам с государственными заказчиками. Каждую ситуацию будем рассматривать отдельно и принимать решения с учетом обстоятельств. Согласовать с заказчиками долгосрочные планы закупок, для этого предоставить сведения о возможностях производства российского оборудования и уровне цен.
Цены комплектующих при переходе на независимые каналы поставок выросли на десятки процентов, на многие позиции в разы. Сроки поставок многих позиций неопределенные. Существует риск снятия с производства номенклатуры оборудования, которое невозможно укомплектовать в условиях санкций
Комментарий. Признание правительством обстоятельств непреодолимой силы необходимо, чтобы у государственных заказчиков было формальное основание пересмотреть условия подписанных соглашений. Иначе любой шаг навстречу коммерческой компании будет вызывать подозрение в сговоре. Компании отрасли в условиях санкционных ограничений не смогут выполнить ранее принятые обязательства по контрактам. Цены комплектующих при переходе на независимые каналы поставок выросли на десятки процентов, на многие позиции в разы. Сроки поставок многих позиций неопределенные. Существует риск снятия с производства номенклатуры оборудования, которое невозможно укомплектовать в условиях санкций. Если не пересмотреть соглашения, то государственные заказчики задушат производителей штрафами. Торгово-промышленная палата не признает введенные санкционные ограничения обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), поскольку представители ТПП также не хотят брать на себя ответственность за такие решения без формальных подтверждений со стороны правительства. Важно отметить, что признание санкций форс-мажором даст право на пересмотр соглашений компаниям отрасли, но не заказчику, у него нет оснований отказываться от соглашений. Пересмотр условий инициируется компаниями отрасли в отношении тех соглашений, которые невозможно выполнить из-за санкций или они ведут производителя к банкротству, форс-мажор не распространяется автоматически на все соглашения. По каждому случаю производитель должен будет обратиться к заказчику и обосновать новые условия соглашения, если заказчик не идет на встречу, то производитель может обратиться в ТПП за подтверждением обстоятельств непреодолимой силы и также представить свои обоснования по каждому соглашению, включая сведения о номенклатуре компонентов, их классификацию по кодам экспортного контроля ECCN, письменные отказы поставщиков компонентов, справки об изменении цен. Государственный заказчик, со своей стороны, сохраняет возможность влиять на своих поставщиков, так как заказы выполняются на условиях постоплаты или частичного авансирования. Заказчик контролирует деньги, а через них управляет своими поставщиками. Возможны ситуации, когда пересмотр соглашений по ценам будет приводить к сокращению объема закупок, поскольку выделенный бюджет не позволит в полной мере обеспечить плановые потребности заказчика. Это может вести к пересмотру плановых показателей государственных программ. Государство должно быть готово к этому. Если не корректировать потребности и планы, выжимая из производителей выполнение обязательств, которые непосильны для них в настоящее время, это приведет к банкротству компаний и разрушению цепочек производства и поставок.
Координационный центр правительства РФ
В Координационном центре. В разы увеличивается размер грантов по линии Минцифры на разработку продукции, которая замещает решения зарубежных компаний. В 2022 году объем грантов составит 20 млрд рублей. Линейка грантов от 4 млн до 6 млрд рублей в соответствии с различными задачами. Упрощается процесс подачи и отбора заявок на гранты. Предварительный отбор будет проводиться по презентациям, чтобы не загружать трудоемким процессом подготовки и обоснования формальных заявок всех кандидатов. Льготные кредиты по ставке 3% на разработку новых IT-продуктов и исполнение заказов. Разрабатываются предложения по кредитованию без залога материальных активов и упрощению процедуры получения кредитов для IT-компаний.
В Сорочанах. Подтверждается финансирование ранее (до введения санкций) подписанных соглашений о субсидировании расходов на разработку электронной продукции в объеме 4,4 млрд рублей в 2022 году. Другие меры поддержки, представленные на конференции, не имеют специфики электронной промышленности (системообразующие и малый бизнес), распространяются на все отрасли.
В условиях санкций ни одна российская компания электронной промышленности не может прогнозировать проекты разработки на длительный срок, тем более гарантировать объем выпуска. Таким образом, прежние подходы инвестиционной поддержки проектов в разработке ПО сохраняют актуальность и за счет нового порядка конкурсных отборов могут существенно повысить эффективность
Комментарий. Субсидии и гранты предоставляются на конкурсной основе под обязательства компаний о выпуске новой продукции и о достижении объемов продаж. В разработке ПО этот принцип может работать и дальше, а в электронике больше не может. Программное обеспечение может устанавливаться на оборудование, которое уже используется российскими заказчиками, санкции не создают барьеров внедрения российского ПО, а только стимулируют его. Для внедрения электроники российской разработки необходимы поставки комплектующих и материалов из разных стран мира. Санкции главным образом ограничивают поставки этой продукции производственного назначения. В условиях введенных санкций ни одна российская компания электронной промышленности не может прогнозировать проекты разработки на длительный срок, тем более гарантировать объем выпуска. Таким образом, прежние подходы инвестиционной поддержки проектов в разработке ПО сохраняют актуальность и за счет нового порядка конкурсных отборов могут существенно повысить эффективность. Потребность в финансовой поддержке в электронике выше, чем у разработчиков ПО: цены на комплектующие при переходе на независимые каналы поставок выросли на десятки процентов, все поставки переведены зарубежными поставщиками на предоплату, из-за недоступности многих компонентов возникает необходимость перепроектировать широкую номенклатуру продукции. Но в электронике при сохранении действующих санкций прежние субсидии не смогут работать. То есть деньги могут распределяться, но они не будут способствовать развитию или поддержке отрасли. И раньше это было неэффективно — инвестиционные средства распылялись по множеству не связанных между собой проектов, отбираемых на конкурсной основе по критериям краткосрочной эффективности. В этом подходе каждый участник выступает против всех остальных в конкуренции за небольшие по меркам электронной промышленности деньги, кроме распыления средств это закладывает противопоставление интересов и разобщение компаний отрасли. Раньше это было неэффективно, но терпимо; сейчас этот подход будет нести вред отрасли.
Санкции делают необходимым заменять конкурсный принцип отбора заявок-задач на аналитический подход к выбору наиболее приоритетных. Только после этого под задачу отбирать двух-трех конкурирующих исполнителей, каждый из которых в состоянии собрать вокруг себя и своих проектов широкую кооперацию партнеров. Задачи должны быть комплексным не по названию, как сейчас, а по содержанию. Их масштаб и стоимость должны быть на порядок больше текущих проектов, а число проектов на порядок меньше. Выявить эти задачи и проекты несложно, если цель — создание доверенной информационной инфраструктуры, тогда и выгода будет не частной краткосрочной, а общей, долгосрочной и устойчивой.
Координационный центр правительства РФ
В Координационном центре. Отказ от необходимости подтверждать поставки у зарубежного производителя. Упрощение сертификации продукции. Упрощение оформления ввозных документов, чтобы облегчить ввоз комплектующих, необходимых для производства конечных решений в России. Не публиковать государственные контракты в открытом доступе.
В Сорочанах. Барьеры поставок для компаний электронной промышленности не рассматривались на конференции.
Комментарий. Санкции зарубежных стран и самоограничения вендоров перекрыли авторизованные каналы поставок компонентов и материалов, которые необходимы для производства электронного оборудования. Поэтому первая, самая важная и срочная задача, которой занимаются все компании электронной отрасли, — переход на поставки комплектующих по независимым каналам через нейтральные страны. Однако в большинстве случаев это нарушает действующее российское законодательство. Ввоз электронных компонентов на территорию России требует разрешения от обладателя прав на интеллектуальную собственность, то есть от вендора, который перекрывает поставки в Россию. Требуется сертификация, она тоже невозможна без участия вендора. А также нотификация и еще ряд невыполнимых в условиях санкций требований российского законодательства. Получается авторизованный канал поставок комплектующих перекрывают зарубежные регуляторы и вендоры, а независимый альтернативный канал перекрывает российское регулирование. Со стороны АРПЭ мы направили предложения по легализации независимых каналов поставок во все органы государственной власти, от которых это зависит. От многих получили ответы, в которых читаем понимание и готовность снять барьеры, но требуются решение правительства, а кроме него уточняющие решения Министерства промышленности. Так, по проблеме интеллектуальной собственности премьер-министр подписал решение, дело за Минпромом — когда он выдаст список кодов ТН ВЭД, на которые это решение распространяется. Пока его нет, многие закупки стоят.
Координационный центр правительства РФ
В Координационном центре. Расширяется круг компаний, которые могут получить льготы: в него попадают все интеграторы, которые внедряют (не разрабатывают) российское ПО, интернет-компании, которые коммерциализируются за счет продажи рекламы или подписки на контент, предварительная договоренность с Минфином, что в этот круг войдут разработчики программно-аппаратных комплексов; льгота также будет доступна компаниям с числом сотрудников меньше семи человек (раньше действовало ограничение не менее семи человек). В настоящее время в реестр IT-компаний подали заявки более 8000 компаний (еще далеко не все).
Самая важная и срочная задача, которой занимаются все компании электронной отрасли, — переход на поставки комплектующих по независимым каналам через нейтральные страны. Однако в большинстве случаев это нарушает действующее российское законодательство
В Сорочанах. Налоговые льготы только производителям ЭКБ, это около 147 компаний (из более 3000). Позже будет рассматриваться возможность их распространения на другие компании отрасли.
Налоговые льготы для компаний — разработчиков электроники были внесены в Налоговый кодекс еще в 2020 году, когда в разгар пандемии правительство в срочном порядке принимало меры по повышению устойчивости экономики. Однако критерии для определения компаний, которые имеют право на льготы, сформулированы так, что воспользоваться ими до настоящего времени не может ни одна компания, которая инвестирует в разработку, а могут сделать это лишь малое число компаний — исполнителей государственных НИОКР. Льгота остается бессмысленной, и мы рассчитывали, что будут внесены корректировки, которые сделаю ее доступной для всех производителей электронного оборудования, модулей, компонентов и IP-блоков, которые живут и развиваются с продаж разработанной ими продукции. Компании отрасли несколько раз согласовывали с Минпромторгом и Минцифрой новые формулировки, но все они зависали на межведомственных согласованиях. Мы с членами АРПЭ предполагали, что препятствием для расширения круга компаний — получателей льготы являются опасения относительно выпадающих из бюджета доходов. Когда на конференции Минпромторга 25 февраля мы узнали, что льгота будет доступна только 147 компаниям, то попытались понять это и объяснить себе задачами наполнения бюджета. Но когда 26 февраля на конференции Минцифры и правительства было объявлено, что IT-льготы распространяются на интеграторов, а также на интернет-компании, которые коммерциализируются за счет продажи рекламы или контента, версия экономии бюджетных средств отпала, а другого приличного объяснения, почему налоговые IT-льготы недоступны электронщикам, мы пока не нашли.
Координационный центр правительства РФ
В Координационном центре. Для сохранения кадров сотрудникам IT-компаний предоставляется отсрочка от армии. Отсрочка представляется в том числе для IT-сотрудников компаний, которые не имеют прав на налоговые льготы по структуре выручки. «Цифровая ипотека» для IT-специалистов по ставке 5%, при поддержке регионов ставка 2%.
В Сорочанах. Развитие кадрового потенциала за счет укрепления сотрудничества предприятий отрасли с вузами.
Комментарий. Как сказал Сергей Плуготаренко (РАЭК) на собрании в Координационном центре, число российских IT-специалистов составляет около трех миллионов, это менее 4% трудоспособного населения страны. Но поскольку они обеспечивают устойчивость и развитие цифровой инфраструктуры всех остальных отраслей экономики, они заслуживают того внимания и поддержки, которое получают. Число сотрудников всех предприятий электронной промышленности — около 350 тысяч, инженеров — около 100 тысяч. Таким образом, правительство не считает возможным распространить меры поддержки IT-кадров на инженеров-электронщиков, которые составляют всего 3% от числа IT-специалистов. И это несмотря на то, что вся цифровая инфраструктура опирается на аппаратное обеспечение, которое создают электронщики. Если бы я начал статью с кадров, предполагаю, что все остальные сравнения и комментарии никто не стал бы читать.
Источник: Стимул