RUS / ENG
+7(916) 917-16-11
+7(495) 228-70-27

О рисках санкционных ограничений на поставки электронных компонентов, материалов и другой высокотехнологичной продукции в Россию

О рисках санкционных ограничений на поставки электронных компонентов, материалов и другой высокотехнологичной продукции в Россию

Краткий обзор ограничений и мер регулирования подготовлен в ответ на запросы предприятий электронной промышленности, он содержит описание общих принципов и ссылки на источники информации.

В начале уточним, что в законодательстве о санкционных ограничениях и экспортном контроле США нет полного запрета поставок в какую-либо страну. Различается уровень требований и ограничений. Самый жесткий уровень требований введен для Кубы, Ирана, Сирии и Северной Кореи. Он предполагает общее требование о лицензировании любых поставок. Из этого общего ограничения сделан ряд исключений, например лицензирования не требуют поставки компонентов на Кубу для замены при ремонте эксплуатируемой техники. Для всех других стран требования строятся в обратной последовательности – разрешены поставки без лицензирования почти всей номенклатуры компонентов, кроме тех, что проиндексированы кодами ECCN, при этом для каждой страны свои требования, какие ECCN можно поставлять без лицензии, а какие нельзя. Код ECCN вводится для компонентов с предельными функциональными характеристиками и для компонентов высокой стойкости к радиации, механическим и тепловым нагрузкам.

Россия особый случай в этом регулировании. В нашу страну, как в большинство регионов мира, можно поставлять без лицензии компоненты общего применения, т.е. все что не классифицировано кодами ECCN, эта продукция классифицируется общим кодом EAR99. Но на Крым распространяются ограничения, как для санкционных стран, туда нельзя поставлять без лицензии даже продукцию EAR99. Кроме того, требования обязательного лицензирования поставок любой продукции распространяются на сектора российской экономики, в частности на глубоководную добычу нефти и газа. Таким образом, для большинства российских заказчиков действуют правила, как для большинства стран мира, а для Крыма и глубоководной добычи нефти правила, как для Кубы, Сирии, Ирана и Северной Кореи. Кроме этого, постоянно расширяется список российских юридических и физических лиц, поставки которым требуют обязательного лицензирования. В эти списки внесены не только российские компании и граждане, в него входят представители всех стран, кто подозревается в деятельности, которая может нанести ущерб национальным интересам США. Крупнейшие предприятия российского ОПК уже в этом списке. Принцип формирования списков – презумпция виновности. Достаточно подозрения, чтобы внести, а чтобы выйти нужно самому доказать и убедить американских регуляторов в своей безобидности и добросовестности по отношению к интересам США.

В настоящее время при всех действующих ограничениях США продолжают выдавать лицензии на поставки компонентов для российской космической промышленности и даже оборонной промышленности. Для регуляторов важно контролировать эти поставки, а не перекрыть их полностью. Но зарубежные компании, которые могли бы поставлять продукцию без лицензии, часто сами отказываются от этого, чтобы не создавать для себя риски. Если они видят, что могут быть заподозрены в нарушении правил экспортного контроля, они отказываются от заказчика, чтобы не получить значительные штрафы. При некоторых обстоятельствах они сами могут попасть в черные списки и лишиться права экспорта своей продукции. В отдельных случаях руководителей компаний за нарушения правил экспортного контроля лишали свободы, есть примеры пожизненного заключения. Самоограничения компаний в настоящее время существенно строже, чем ограничения, установленные государством.

Худшим для России случаем может быть распространение санкционного режима, как для Кубы, Сирии, Ирана и Северной Кореи. При этом для предприятий российского ОПК формально почти ничего не изменится, закупки в их интересах уже сейчас требуют лицензирования. А для производителей гражданской продукции условия изменятся кардинально в худшую сторону. Получение экспортных лицензий очень трудоемкий и длительный процесс. Даже если зарубежные поставщики сохранят интерес к российскому рынку, они не смогут получить разрешения от регуляторов на всех российских заказчиков, потому что система захлебнется в объеме запросов. Высокая вероятность, что крупнейшие глобальные компании, чтобы не рисковать своим бизнесом, сами откажутся от поставок компонентов в Россию. Весь российский рынок составляет десятые доли процента от мирового, потери для глобальных корпораций не существенны относительно рисков. Поиск альтернативных независимых от регулирования каналов поставок возможен, когда рынок насыщен предложением. Сейчас в условиях дефицита склады независимых дистрибьюторов выбраны почти полностью. Поэтому перехватиться в других странах будет сложно и дорого.

Санкции сильнее всего скажутся на выпуске серийной массовой продукции, т.к. большие количества сейчас в условиях дефицита и опустевших складов можно приобрести только в авторизованных каналах производителя компонентов. Остановки производства вероятны не только в электронной промышленности, но и в автомобильной, электротехнической, в машиностроении. Со значительными проблемами столкнется отрасль информационных технологий, т.к. санкции включат ограничения не только на поставки железа, но и софта, и технической поддержки. Наибольшие риски связаны с отказами в поддержке оборудования и ПО на объектах информационной инфраструктуры.

Все эти риски требуют изучения, оценки и подготовки решений по управлению.

Ссылки:

Руководство экспортного контроля по странам (для открытия ссылки может понабиться НЕ российский VPN или прокси-сервер)

Эмбарго и другие меры контроля по странам

Презентация со ссылками на источники информации по управлению рисками в каналах поставок электронных компонентов