RUS / ENG
+7(916) 917-16-11
+7(495) 228-70-27

Нам все еще нужна российская электроника?

Нам все еще нужна российская электроника?

«Стимул» продолжает серию публикаций о проблемах российского технологического бизнеса в условиях кризиса. Свой набор неотложных мер предлагают разработчики и производители электроники.

Предприятия всех отраслей сейчас пытаются понять, какое влияние окажет на них набор антикризисных мер, представленный в обращении президента России Владимира Путина. «Стимул» начал серию публикаций о проблемах, с которыми сталкивается российский технологический бизнес во время кризиса (см. «Будем помогать национальным чемпионам?»).

Ассоциация разработчиков и производителей электроники пробует оценить влияние этих мер на отрасль в целом и дополняет их предложениями отраслевого уровня.

НЕКОМУ БУДЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ

Электронная промышленность — одна из самых глобализованных, а потому несет наибольший ущерб от эпидемиологических ограничений, установленных крупнейшими мировыми производителями комплектующих и материалов. В настоящее время недоступность отдельных компонентов приводит к тому, что многие предприятия нашей отрасли не могут выполнить свои производственные планы. Значительная часть стоимости конечной продукции имеет валютное ценообразование. При фиксированных рублевых ценах многие долгосрочные государственные контракты стали убыточными для предприятий отрасли после девальвации рубля в марте.

magnifier.png  Отраслевую стратегию, подписанную в начале года, и инвестиционные программы некому будет реализовывать, если не будут приняты адекватные меры по обеспечению устойчивости отраслевых цепочек производства

Крайне важно, чтобы электронная промышленность была включена в число отраслей, на которые распространяется полный набор антикризисных мер. Отраслевую стратегию, подписанную в начале года, и инвестиционные программы, обсуждавшиеся на совещании в правительстве, посвященном развитию электроники, некому будет реализовывать, если не будут приняты адекватные меры по обеспечению устойчивости отраслевых цепочек производства.

Электронная промышленность включает в себя большое число технологических переделов, очень широкую и сложную сеть кооперации, в которой сбой у одного поставщика часто приводит к невозможности выпуска конечной продукции множеством предприятий. Крайне важно сохранить устойчивость всей отраслевой кооперационной экосистемы. Это возможно, если максимально снизить для предприятий отрасли фискальную нагрузку, сократить сроки платежей, чтобы повысить эффективность использования оборотных средств.

МИНИМАЛЬНЫЙ НЕОБХОДИМЫЙ НАБОР АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ДОЛЖЕН ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ:

1. В рамках государственных заказов установить правила индексации цен на электронные компоненты и материалы зарубежного производства в соответствии с изменением курса рубля к доллару. Необходимо также согласовать коррекцию цен на электронное оборудование и компоненты российского производства, в которых используются зарубежные комплектующие и материалы. Коэффициент индексации при этом должен быть пропорционален доле импортных компонентов и материалов в стоимости продукции. Необходимо распространить индексацию цен на всю цепочку исполнителей государственных заказов.

2. Отменить штрафы и другие санкции за срыв сроков поставок, связанный с перебоями в производстве и международной логистике из-за пандемии коронавируса. В арбитражных судах признавать данные обстоятельства форс-мажорными для поставок из всех стран, где вводятся государственные эпидемиологические ограничения. Рекомендовать контрагентам разрешать спорные ситуации в досудебном порядке, исходя из задач минимизации общего ущерба для совместно реализуемых проектов.

3. Компенсировать предприятиям отрасли затраты на заработную плату в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Можно использовать различные механизмы косвенной компенсации этих затрат, например в рамках отраслевых программ.

Критически важно устранить административные барьеры, на преодоление которых у компаний в условиях кризиса нет ни финансовых ресурсов, ни времени.

Для компаний и их продукции необходимо пролонгировать лицензии и сертификаты соответствия на срок форс-мажорных обстоятельств. Считать действительными все лицензии и сертификаты соответствия, срок действия которых истек или истекает после 1 февраля 2020 года.

magnifier.png  В настоящее время из всей номенклатуры электронного оборудования, которое разработано и выпускается в России, лишь незначительная часть, по нашим оценкам не более 10%, получила официальное подтверждение российского происхождения и включена в Единый реестр

Нужно также исключить абсурдные требования, решения по которым отрасль дожидается уже несколько лет. Например, предложения об изменении Технического регламента о безопасности низковольтного оборудования были внесены в начале 2017 года и были поддержаны всеми странами — членами Таможенного союза. Там нечего было обсуждать: требования по сертификации были ошибочно распространены для компонентов, которые не имеют самостоятельного применения и могут быть проверены только в составе выпускаемого на их основе оборудования. Сейчас необходимые изменения уже подписаны каждой страной, но по регламенту нужно дождаться собрания членов ЕАЭК, а потом еще ждать 180 дней до вступления в силу. Все это время компании должны подтверждать соответствие компонентов абсурдными, по сути, проверками с выездом экспертов на производства, в том числе зарубежные. Эти выезды сейчас стали невозможны из-за эпидемиологических ограничений. Поставки компонентов встают — производство оборудования встает. Это просто пример административного барьера. Таких барьеров в отрасли множество.

Чтобы наконец заработало регулирование рынка государственных закупок (в рамках 44 ФЗ) и закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (223 ФЗ), необходимо в ускоренном порядке сформировать Единый реестр радиоэлектронной продукции, на которую распространяются преференции, предусмотренные действующим законодательством.

magnifier.png  Если локомотивом признаются частные быстрорастущие компании, то на них и должны быть ориентированы меры экономического стимулирования. При этом предназначение госкорпораций должно быть более четко определено — они не смогут обеспечить развитие промышленности, но должны выполнять ряд критически важных для безопасности государства задач

В настоящее время из всей номенклатуры электронного оборудования, которое разработано и выпускается в России, лишь незначительная часть, по нашим оценкам не более 10%, получила официальное подтверждение российского происхождения и включена в Единый реестр. Вместе с этим в Единый реестр вошла продукция зарубежной разработки. Сохраняется также возможность после регистрации в Едином реестре опытной партии российского производства перенести серийное производство в страны Юго-Восточной Азии, так как происхождение продукции в процессе поставок не контролируется.

Таким образом, регулирование государственных закупок в настоящее время не дает преференций для большинства российских производителей — напротив, оно создает дополнительные бюрократические барьеры в работе с заказчиками, а иногда и преимущества для зарубежной продукции, внесенной в Единый реестр, из-за отсутствия четких методик экспертизы.

В этих условиях намерения правительства ужесточить требования по закупкам из Единого реестра будет только усугублять ситуацию в промышленности. Конкуренция в плоскости технических решений и эффективности производства будет снижаться, переходя в плоскость юридических споров и лоббирования. Все это будет приводить к ограничению доступа частных компаний к рынку государственных закупок, в условиях кризиса это потянет за собой банкротства, причем вероятно их цепное распространение.

Мы срочно дорабатываем сейчас предложения по ускоренному наполнению Единого реестра радиоэлектронной продукции, получаем в этом поддержку отраслевого департамента Минпромторга и очень рассчитываем на поддержку этих предложений в правительстве.

magnifier.png  Нужно ставить задачу развития «вендоронезависмых» экосистем. И в этой концепции раскрывается потенциал экспорта технологического суверенитета, экспорта доверенных технологий



Вчера мы внесли предложение отнести к категории непрерывно действующих организаций, которые должны продолжить работу в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, производства печатных плат и полупроводниковых компонентов с высокой долей химико-технологических процессов, остановка которых потребует существенных затрат и негативно отразится на качестве комплектующих, поставляемых производителям оборудования. Должны также продолжить работу производства медицинской техники, а также комплектующих и модулей, предназначенных для медицинского оборудования. Сегодня мы совместно с отраслевым департаментом и коллегами из других ассоциаций составляем соответствующие списки.

При этом, считаю, очень важно при решении острых, но краткосрочных и частных проблем ставить вопросы о том, какие долгосрочные изменения нужно заложить сейчас. Главная возможность кризиса — решиться и согласовать ряд принципиальных изменений в подходах к развитию отрасли и экономики страны в целом. Такие изменения в комфортных условиях блокируются на всех уровнях инерцией, боязнью ответственности, шаблонами привычных подходов и статусами авторитетов.

Сейчас начинается время, когда статусы обесцениваются и нужно принимать рационально обоснованные решения, которые позволят развивать экономику.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОПРОСЫ

Что нам дает членство в ВТО? Каким должно быть таможенное регулирование, чтобы стимулировать развитие промышленности? Мы продвигаем концепцию, которая позволит изменить территориальную структуру мирового производства, перейти от централизованного производства в Китае, которое концентрирует, как мы видим, все риски, к распределенному производству, расположенному рядом с рынком продаж. Для этого пошлины на конечную продукцию должны составлять 20–30%, а на компоненты и материалы производственного назначения пошлины должны быть нулевыми.

Какие компании являются локомотивом развития отрасли? Если локомотивом признаются частные быстрорастущие компании, то на них и должны быть ориентированы меры экономического стимулирования. При этом предназначение госкорпораций должно быть более четко определено — они не могут и не смогут обеспечить развитие промышленности, но должны выполнять ряд критически важных для безопасности государства задач.

Как преодолеть технологическую зависимость от зарубежных разработчиков базовых технологий и технологических платформ? Сейчас российская промышленность в этой зависимости на коротком поводке. Но полная зависимость от российских разработчиков базовых технологий не лучше, экономический эффект от такого перехода будет негативным. Нужно ставить задачу развития «вендоронезависмых» экосистем. И в этой концепции раскрывается потенциал экспорта технологического суверенитета, экспорта доверенных технологий. Этой теме будет посвящена следующая публикация.

Источник: Стимул