В результате реализации стратегии развития российской электронной промышленности более половины ее продукции будет направляться на зарубежные рынки. А визитной карточкой отрасли станет дюжина лидеров с оборотом свыше миллиарда долларов в год
Мы продолжаем цикл статей, посвященных проблематике развития российской электронной промышленности. В первой статье мы охарактеризовали современное состояние отрасли, действующих инструментов и форматов ее регулирования со стороны государства. Кроме того, мы сформулировали сверхзадачу стратегии развития отечественной электронной промышленности на среднесрочную перспективу. Главная цель — выйти за пределы «блиндажной» модели работы, которая сложилась в условиях неравной конкуренции с глобальными корпорациями.
Теперь рассмотрим, как могла бы быть реализована эта стратегия.
Большой разрыв в масштабе деятельности не позволяет сразу рассматривать возможности прямой конкуренции российских компаний в противостоянии с лидерами мировой отрасли на сложившихся зрелых открытых рынках. Необходимо на первых этапах рассматривать новые, формирующиеся рынки, на которых еще не определились лидеры, не сложились окончательно стандарты и предпочтения заказчиков, где масштаб деятельности еще не стал ключевым фактором конкуренции. То есть необходимо делать ставку на участие в развитии или трансформации развивающихся рынков, а не на прямую конкуренцию в перераспределении долей сложившихся рынков. Необходимо также использовать возможности государственного регулирования торговли на тех рынках, где объем внутреннего спроса существенно превосходит объем инвестиций, необходимых для выхода предприятия на рынок и его развития на нем. Наиболее восприимчивы к государственному регулированию рынки конечной продукции, то есть рынки электронного оборудования.
Необходимо рассматривать возможности кооперации с зарубежными компаниями и возможности использования международных экосистем для компенсации недостающего масштаба деятельности. В экосистемах риски и издержки делятся среди большого числа участников. В них нивелируется значение масштаба деятельности отдельной компании, так как масштаб и эффективность всего сообщества имеет гораздо большее значение.
Необходимо на первых этапах рассматривать новые, формирующиеся рынки, на которых еще не определились лидеры, не сложились окончательно стандарты и предпочтения заказчиков, где масштаб деятельности еще не является ключевым фактором конкуренции
Реализация стратегии распадается на следующий ряд задач:
— за счет государственного регулирования создать в России рыночный спрос на разработку и производство электронного оборудования, который станет опорным для российской электронной промышленности на начальном этапе развития;
— обеспечить опережающий рост экспорта, многократно увеличить число компаний, продающих свою продукцию на зарубежных рынках. Итогом реализации стратегии должно стать превышение объема экспорта российской электронной промышленности над объемом продаж на внутреннем рынке;
— сфокусировать инвестиционные ресурсы государства, выделяемые на развитие отрасли, на решении наиболее перспективных технологических и инжиниринговых задач, связанных с формированием новых рынков или с трансформацией существующих. В фокусных направлениях создаваемые российскими компаниями решения должны иметь конкурентоспособный уровень на мировом рынке. В других направлениях необходимо заимствовать передовые технологии, не теряя при этом контроль над рисками технологической зависимости;
— установить приоритет, —а в наиболее ответственных направлениях требования — совместного использования открытых базовых технологий. Сократить таким образом зависимость разрабатываемых решений от закрытых проприетарных технологий и способствовать развитию национальных и международных экосистем с высоким уровнем кооперации и конкуренции;
— обеспечить защиту частных инвестиций и частного бизнеса от недобросовестной конкуренции и несогласованных действий государственных регуляторов и заказчиков;
— в каждом отраслевом кластере электронной промышленности на базе ведущих технических университетов создать центры подготовки инженерных и управленческих кадров высшей квалификации для реализации проектов развития отрасли.
Стратегия предполагает увеличение доли частного сектора отрасли, ориентированного на рынки гражданской продукции. Наибольший рост будет обеспечен за счет экспорта материальной продукции и за счет доходов от использования интеллектуальной собственности (производства за рубежом российских разработок и торговых марок).
В экосистемах риски и издержки делятся среди большого числа участников. В них нивелируется значение масштаба деятельности отдельной компании, так как масштаб и эффективность всего сообщества имеет гораздо большее значение
Объем и доля государственного сектора должны быть значительно сокращены. Это произойдет после завершения текущей программы вооружений или раньше, при исчерпании финансовых ресурсов бюджета. Государство сохранит контроль над несколькими десятками головных предприятий — производителей вооружений и их ключевыми подрядчиками первого уровня. Государство не сможет поддерживать устойчивую работу остальных предприятий. Они будут переходить в частный сектор отрасли, совмещая поставки по заказам государственного сектора и поставки гражданской продукции.
Многие предприятия, выделившиеся из государственного сектора, разделятся на несколько предприятий по продуктовой или технологической специализации. При этом будет происходить процесс организации сетевых производственных холдингов, когда ведущие частные компании начнут собирать профильные для себя производственные активы и кадровые ресурсы. Общее число компаний отрасли будет более или менее стабильным, но при этом появятся компании с годовыми доходами в миллиарды долларов. Число таких компаний будет больше десяти, и они должны обеспечить около половины доходов отрасли и львиную долю инвестиций.
Предприятия государственного сектора отрасли будут поддерживать и развивать специальные технологии, обеспечивать их интеграцию с технологиями общего применения в аппаратуре военного и аэрокосмического назначения. Технологии общего применения в виде стандартной продукции или услуг контрактного производства им будут поставлять компании частного сектора.
Стратегия предполагает развитие в России сектора промышленных предприятий, контролируемых зарубежным корпорациями. За счет таможенного и налогового регулирования будут созданы условия, когда организация производства конечной продукции в России будет выгоднее, чем ее импорт. Зарубежные OEM-компании будут создавать в России собственные производства, но преобладающей моделью локализации станет контрактное производство в России. Параллельно будет расти экспорт продукции зарубежных марок из России в соседние страны. Он будет все более выгодным по мере расширения массового производства в России конечной продукции и увеличения глубины переработки, расширения закупок комплектующих и материалов российского производства.
Многие предприятия, выделившиеся из государственного сектора, разделятся на несколько предприятий по продуктовой или технологической специализации. При этом будет происходить процесс организации сетевых производственных холдингов
Импорт конечной продукции гражданского назначения вырастет, но его доля сократится примерно с 80 до 50%. Импорт комплектующих и материалов первые годы будут расти вместе с ростом производства конечной продукции, затем медленнее, так как будет увеличиваться доля российских комплектующих в производстве продукции гражданского назначения.
Объем продаж электроники российской разработки превысит объем внутреннего рынка и составит около 3% общего объема мирового рынка электроники. Объем продаж на зарубежных рынках значительно превысит объем продаж на внутреннем рынке. Доля продаж на рынке специальных применений сократится на их фоне до 5%.
В настоящее время доходы российской электронной промышленности примерно наполовину обеспечиваются разработками, управленческими ноу-хау и маркетингом, то есть результатами «интеллектуального производства». Другая половина доходов связана с оплатой материального производства Материальное производство обеспечивают расположенные на территории России фабрики, которые принадлежат контрактным производителям, российским и зарубежным OEM-компаниям.
Стратегия предполагает значительное увеличение доли «интеллектуального производства» в доходах отрасли. Это будет обеспечено развитием российских OEM-компаний и увеличением объема продаж российских разработок на зарубежных рынках. При этом производство конечной продукции по мере выхода на большие объемы будет перемещаться в регионы продаж.
Материальное производство в российской электронной промышленности будет развиваться преимущественно за счет контрактного производства на всех технологических переделах: компоненты, платы, модули, аппаратура
Материальное производство в России будет развиваться преимущественно за счет контрактного производства на всех технологических переделах: компоненты, платы, модули, аппаратура. Широкий спектр высококачественных и доступных услуг контрактного производства в России позволит значительно сократить время перехода от проектирования к прототипам и серийному производству. Это даст важное преимущество российским OEM-компаниям на новых и быстрорастущих рынках.
В следующей статье цикла мы подробно разберем стратегию государственного регулирования рынка, которая обеспечит трансформацию и развитие отрасли.
Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники