RUS / ENG
+7(916) 917-16-11
+7(495) 228-70-27

Статус предложений АРПЭ по мерам государственного регулирования и поддержки 3

Статус предложений АРПЭ по мерам государственного регулирования и поддержки 3

Обзор предложений АРПЭ и принятых мер поддержки электронной промышленности. Представлены только срочные задачи государственного регулирования в условиях санкций.

Задачи в обзоре разбиты по следующим направлениям:

  • Новые законодательные инициативы, которые несут значительные риски для компаний отрасли
  • Барьеры российского регулирования для независимых каналов поставок
  • Корректировка договоров с государственными и коммерческими заказчиками с учетом санкционных ограничений
  • Налоговые льготы и меры поддержки кадров
  • Льготные кредиты, субсидии и гранты
  • Таможенные платежи
  • Создание независимых от санкций цепочек производства и поставок

Изменения статуса предыдущего обзора выделены цветом.

Законодательные инициативы, которые несут значительные риски для компаний отрасли и требуют срочной реакции с оценками возможных негативных последствий

Поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание за исполнение санкций на территории России. Это грозит наказанием для всех компаний, которые, избегая расширения санкций, ограничивают круг прямых заказчиков своей продукции. Под риском уголовного преследования окажутся все авторизованные поставщики импортных компонентов, а также многие производители оборудования, кто стремится сохранить кооперационные связи с зарубежными поставщиками и не хочет провоцировать расширение санкционных списков.

  • подготовлены Советом Федерации ФС РФ; См. проект

  • поддержаны Верховным судом, см. https://ria.ru/20220404/sanktsii-1781603567.html;

  • представили оценки в Совете федерации на собрании по нормативному регулированию электронной отрасли под председательством сенатора Долгова 5 апреля 2022 года;

  • подготовили письмо с оценкой негативных последствий, направили в Совет Федерации в протокол собрания, см. Позиция АРПЭ;

  • договорились с ассоциацией АПКИТ совместно выступить против законопроекта, планируем подготовить совместное письмо;

  • против законопроекта выступил РСПП

  • Ростелеком сообщил, что поддерживает позицию АРПЭ, проводит переговоры с Советом Федерации

  • на собрании в Совете Федерации 15 апреля Иван Покровский представил риски принятия законопроекта. Представители Администрации Совета Федерации обещали провести консультации и сообщить уточненную позицию.

  • 28 апреля направлено совместное письмо АРПЭ и АПКИТ

Запрет на установление цены контракта/договора в привязке к иностранным валютам применяемых внутри страны. Решение снижает устойчивость отраслевых цепочек кооперации и поставок в условиях санкций и значительных колебаний курса валют.

  • 25 марта подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 317 и 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», см. файл;

  • 29 марта подготовлено экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства с оценкой негативных последствий этого решения;

  • 5 апреля позиция АРПЭ представлена в Совете Федерации на «круглом столе» «О развитии механизмов стимулирования отечественного производства и спроса на продукцию отечественной радиоэлектронной области».

  • планируем направить письма в Комитет СФ по экономической политике, обещали поддержать.

Предложения Минпромторга России по проектам изменений в постановление № 878 и постановление № 719. По оценке представителей отрасли, предлагаемые решения носят поспешный характер и несут риски для российских разработчиков.

  • 20 апреля получено приглашение на совещание в Аппарате Правительства по проекту изменений 719 и 878 ПП. Проект, подготовленный Минпромторгом, направлен на допуск к рынку государственных закупок телеком оборудования и вычислительной техники зарубежной разработки российской сборки (по наличию конструкторской документации), на изменения условий подтверждения страны происхождения с переносом из единого реестра радиоэлектронной продукции в реестр промышленной продукции по ПП 616, изменение порядка экспертизы телеком оборудования с переносом экспертизы в ТПП. В своем письме Минпром предлагает провести изменения 719 и 878 ПП в срочном порядке.
    22 апреля на совещании в Аппарате Правительства все участники выступили против предлагаемых изменений, кроме представителей АНО ТТ и АНО ВТ. Все участники, включая представителей АНО ВТ и АНО ТТ, выступили за обсуждение и доработку проекта изменений. Проект изменений со стороны Минпромторга защищали В.В. Шпак и Ю.В. Плясунов, со стороны Минцифры А.С. Понькин.

  • 25 апреля Минпромторг разослал отраслевым ассоциациям и консорциумам запрос предложений в проект изменений 719 и 878 ПП

  • 29 апреля после обсуждения с членами подготовлен ответ АРПЭ на запрос Минпромторга. АРПЭ предлагает отложить рассмотрение изменений 878 и 719 Постановлений Правительства, в условиях, когда спрос превышает возможности комплектования производств и пока компании отрасли остаются в условиях неопределенности, не имеют возможностей долгосрочного планирования, усилия регуляторов направить на повышение санкционной устойчивости отрасли.

  • 5 мая в дополнение к письму направлены предложения по корректировке подходов к регулированию доступа к рынку государственных заказов.


Новые инициативы, которые требуют оценки

Запрос Минэкономразвития позиции АРПЭ в отношении положения Постановления Совета Министров СССР от 4 июня 1969 г. № 414 «Об утверждении Положения о Министерстве электронной промышленности» (см. письмо с запросом).

Запрос ФГБУ «ВНИИР» по поручению МПТ на оценку проекта изменений в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) в части радиоэлектронной продукции.  Подготовлены и направлены в ФГБУ «ВНИИР» согласованные предложения от АРПЭ.

Барьеры российского регулирования для независимых каналов поставок

Отменить подтверждение прав на объекты интеллектуальной собственности из стран, поддерживающих санкции против России

  • Решение об отмене требований принято Правительством, см. ПП РФ от 29 марта 2022 г. № 506;

  • Согласно этому постановлению Минпромторг должен определить продукцию по кодам ТН ВЭД, на которую распространяется разрешение параллельного импорта. См. запрос МПТ о предоставлении информации.

  • От АРПЭ подготовили список кодов, дополнили предложениями АПКИТ и РАТЭК, направили в Минпромторг России 1 марта, см. письмо, приложение от АРПЭ и приложение от РАТЭК. По информации ДРЭП перечень планируют выпустить максимально скоро.

  • ФТС России направила на места циркуляр об использовании в работе ПП РФ 506. Ждём перечень.

  • 19 апреля вышел приказ МПТ № 1532 "Об утверждении перечня товаров ..." к ПП 506 от 29.03.2022.

Отменить требование по оформлению нотификаций на продукцию, содержащую средства шифрования, исключительно изготовителем товара или уполномоченным им лицом, предоставить возможность регистрации нотификаций независимыми от изготовителя организациями.

  • 10 марта направили письмо в ФСБ (копию в ФТС) по пересмотру требований нотификации, см. письмо; получен  ответ ФТС России об учете предложения АРПЭ при разработке соответствующих антисанкционных мер;

  • Получили информацию, что Минпром рассматривает возможность регистрации нотификаций организациями, независимыми от изготовителя;

  • Направили совместное письмо АРПЭ, АПКИТ и РАТЭК с предложением дать право ассоциациям регистрировать нотификациями, см. письмо. Получен ответ ФТС России об учете предложения АРПЭ при разработке соответствующих антисанкционных мер. На словах дали информацию, что приказ о наделении нас функциями по нотификации подготовлен и на подписи.

Продлить на год действие всех разрешительных лицензий, сертификатов соответствия и подтверждений российского происхождения продукции, чтобы снизить административную бюрократическую нагрузку на предприятия отрасли. Отменить избыточные сертификационные требования, в том числе отменить требование о соответствии комплектующих, не имеющих самостоятельного применения, требованиям технических регламентов Таможенного союза при проведении таможенного контроля.

  • В ответ на письмо АРПЭ в Правительство с предложение срочных мер получили ответ Минцифры (департамент формирования спроса на электронику), в котором сказано о планируемом решении продлить на год акты экспертизы российского происхождения продукции, действие которых истекает в 2022 году, см. письмо Минцифры, вторая страница, третий абзац снизу.

  • Необходимо официальное решение, вероятно, приказ Минпромторга о продлении актов экспертизы российского происхождения. Направим дополнительный запрос в Минпромторг.

  • По другим видам сертификации собрали предложения членов АРПЭ. Дали оценку рынка, как запрашивал Минпром, для двух общих для отрасли сертификатов – Безопасности низковольтного оборудования и Электромагнитной совместимости. Направили предложения через консорциум «Светотехники», учредителем которого является АРПЭ (см. таблицу).

  • Готовим предложения по исключению компонентов, не имеющим самостоятельного применения, из требований по сертификации на соответствие техрегламенту «О безопасности низковольтного оборудования». Декларирование этой продукции на основе зарубежных сертификатов невозможно, потому что за рубежом она не сертифицируется.

  • Получили информацию, что в ЕЭК в ближайшее время будет подписано решение об исключении требований по сертификации компонентов, которые не имеют самостоятельного применения.

Приняты ПП РФ от 12.03.2022 № 353 и от 01.04.2022 № 553.

ПП РФ 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» продлевает на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу постановления по 31 декабря 2022 г, определяет порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, а так же, в том числе, определяет порядок оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов… (приложение 18)

Здесь документы в развитие ПП 353:

ПП 553 «О некоторых вопросах производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» вносит изменения в ПП 719–2015, продлевает действующие документы о подтверждении производства на территории Российской Федерации до 1 апреля 2023 года и утверждает критерии производства продукции на территории Российской Федерации.

Ограничить распространение информации о поставляемой продукции и зарубежных поставщиках, содержащейся в таможенных декларациях, чтобы не компрометировать создаваемые независимые каналы поставок

  • Направили предложения в ФТС, см. письмо;

  • Получили ответ ФТС, см. письмо;

  • Нужна обратная связь от компаний отрасли, если проблема сохраняется.

Корректировка договоров с государственными и коммерческими заказчиками с учетом санкционных ограничений

Признать санкции обстоятельствами непреодолимой силы для компаний электронной промышленности России, предоставить им таким образом возможность пересмотреть условия контрактов с государственными заказчиками и сохранить устойчивость в новых условиях.

  • Предложения были неоднократно представлены АРПЭ в официальных письмах и публичных мероприятиях.

  • Минцифры направило в адрес заказчиков письмо с признанием санкций обстоятельствами непреодолимой силы для поставщиков и системных интеграторов зарубежного оборудования, см. ссылку. Позиция Минцифры была подтверждена Д.Н. Чернышенко на собрании с ИТ-компаниями 26 февраля, см. запись собрания.

  • На конференции 25 февраля Василий Шпак сообщил, что Минпромторг не признает санкции обстоятельствами непреодолимой силы, готов рассматривать индивидуально каждую ситуацию, где требуются изменения условий контрактов.

  • Подготовлено письмо в Правительство с обоснованием позиции АРПЭ См. письмо; Получен ответ о поручении Минфину, Минцифры и Минпромторгу России проработать данный вопрос.

  • Консорциумом «Профессиональные системы видеомониторинга и связи подготовлен и представлен в Комитет СФ по экономической политике проект Постановления Правительства об изменении существенных условий государственных (муниципальных) контрактов, заключенных до 1 января 2023 года на поставку радиоэлектронной продукции. В проекте ПП предлагается более узкая, чем в позиции АРПЭ, трактовка – не признание ситуации форс-мажором, а конкретный механизм внесения изменений в существующие договоры. Концептуальных противоречий нет, договорились о взаимодействии по продвижению. См. Проект ПП и Пояснительная записка

  • В Минпромторге России получили следующие документы:

    - письмо ТПП РФ с разъяснением по признанию санкций обстоятельствами непреодолимой силы (необходимые законопроекты проходят согласование, ожидается их утверждение в течение 10 дней);

    - письмо Минфина России (среди прочего разъясняется возможность применения нормы 44-ФЗ о возможности изменении существенных условий контрактов на основании решения Правительства; в нашем понимании текста письма для принятия такого решения необходимо нормативное уточнение возможных пределов изменений условий контракта);

    - проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в т.ч. 44-ФЗ, 223-ФЗ и  247-ФЗ.

  • В Госдуме находится на рассмотрении законопроект Крашенинникова о внесении изменений в ФЗ от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ в связи с введенными санкциями, в числе прочего - возможность не исполнять обязательства из-за санкций https://sozd.duma.gov.ru/bill/92282-8.   Этот подход к возможности неисполнения договоров отличается от того, который закладывался в предложения АРПЭ. Он выходит за рамки взаимоотношений с госзаказчиками и госкомпаниями и касается любых договоров в принципе. Пока непонятен механизм обоснования и доказывания случая обстоятельств непреодолимой силы.

Увеличить размер авансов, по возможности, перейти на полную предоплату государственными заказчиками и компаниями, контролируемыми государством. Это смягчит, а во многих случаях решит проблему кассовых разрывов.

  • Принято постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 505, которое позволяет авансировать договора до 50% без казначейского сопровождения, до 90% с казначейским сопровождением, см. http://government.ru/docs/44984/

Налоговые льготы и меры поддержки кадров

Освободить компании электронной промышленности от оплаты страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию (ЕСН), которые составляют около 30% от фонда оплаты труда

  • Предложения АРПЭ, подготовленные в 2020 году, внесены в рабочий вариант проекта изменений налогового кодекса в разделы разработчиков электроники, в разделы ИТ-компаний внесены предложения по включению в них производителей программно-аппаратных комплексов, см. проект;

  • Василий Шпак, заместитель Министра промышленности и торговли РФ, на конференции 25 марта сообщил, что Минпромторг готов предоставить льготы только производителям компонентов, 147 компаниям. Это означает, что предложения АРПЭ не были приняты. Василий Шпак сообщил, что возможность распространить льготы на остальные компании будут рассматривать позже. История согласования с Минпроторгом налоговых льгот для электронщиков с 2020 до конца 2021 года представлена здесь http://arpe.ru/news/Istoriya_soglasovaniya_nalogovykh_lgot_dlya_razrabotchikov_elektroniki/;

  • Чернышенко Д.Н. на собрании с ИТ-компаниями 26 марта сообщил, что готовит расширение льгот на разработчиков программно-аппаратных комплексов (ПАК), которые будут приравниваться к ИТ-компаниям. На прошлой неделе состоялось заседание оперативного штаба Минцифры, на котором министр подтвердил, что на согласовании с Минфином и ФНС удалось согласовать решение о включении разработчиков ПАКов в число получателей льготы. Остается сформулировать и согласовать критерии разработчиков ПАКов.

  • Готовим предложения в адрес Чернышенко. Предложения будут направлены на то, чтобы иметь два выхода на льготы - через Минцифры, как разработчики ПАКов или через Минпром, как разработчики электроники с расширением критериев получателей льготы в разделах разработчиков электроники налогового кодекса.

Распространить меры поддержки кадров ИТ-отрасли (отсрочка от армии, льготная ипотека) на разработчиков электроники

  • Готовим дополнительные предложения и обоснования по распространению мер поддержки кадров в ИТ-отрасли на разработчиков электроники с учетом того, что численность разработчиков электроники в России составляет не более 3% от числа ИТ-специалистов.
  • Получен подготовленный Минпромторгом и направленный на согласование в министерства проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Коллеги поделились итогами встречи со В.В. Шпаком: он сообщил, что налоговые ИТ-льготы не будут распространяться на разработчиков, производителей электроники из-за опасений по выпадающим доходам бюджета. Предложил обратиться в ВШЭ и РАНХИГС за экономическим обоснованием налоговых льгот. Если решение принято в Правительстве, чтобы не распространять льготы на другие отрасли кроме ИТ, то обоснование не поможет, только потратим время и деньги на консультантов. Единственное основание, что электроника часть ИТ. На это должно быть принципиальное решение Правительства, а не экономическое обоснование. Планируем проработать оба варианта – через обоснование и через принципиальное решение о признании электронной промышленности частью ИТ-отрасли.

Выделить средства на оплату пособий сотрудникам компаний при вынужденной остановке производств

  • Предложения вошли в общий план мер Правительства по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, см. план, также были представлены в ответе Минцифры АРПЭ, см. последний абзац второй страницы и третью страницу письма.

Льготные кредиты, субсидии и гранты

Обеспечить для компаний отрасли доступность кредитных ресурсов. Постоянно доступная кредитная линия с льготной ставкой кредитования должна составлять не менее 1/10 от годовой выручки компании, чтобы обеспечить стабильную работу

  • Предложения по льготному кредитованию вошли в общий план Правительства для всех отраслей, предусмотрены дополнительные меры поддержки МСП и системообразующих компаний, дополнительных мер поддержки предприятий электронной промышленности не предусмотрено

  • В разы увеличивается размер грантов по линии Минцифры на разработку ИТ-решений, которые замещают разработки зарубежных компаний. В 2022 году гранты в 20 млрд рублей. Линейка грантов от 4 млн до 6 млрд рублей в соответствие с различными задачами. Упрощается процесс подачи и отбора заявок на гранты. Предварительный отбор будет проводиться по презентациям, чтобы не загружать трудоемким процессом подготовки и обоснования формальных заявок всех кандидатов. Льготные кредиты по ставке 3% на разработку новых ИТ-продуктов и исполнение заказов. Разрабатываются предложения по кредитованию без залога материальных активов и упрощение процедуры получения кредитов для ИТ-компаний.

  • Минпроторг планирует докапитализацию Фонда развития промышленности для расширения объемов льготного кредитования через Фонд.

  • Минпроторг обеспечит выплату субсидий компаниям, которые реализуют ранее отобранные проекты по постановлениям Правительства 109, 1252, 2136, всего 4,4 млрд рублей в 2022 году на электронную промышленность.

  • Вышло Постановление Правительства N469 от 25 марта по мерам для МСП. В Приложении 5 среди приоритетных направлений есть п.7 Новые поколения микроэлектроники и создание ЭКБ.

  • Минпромторг подготовил предложения по льготному кредитованию приоритетного импорта. См. проект Приказа Минпромторга. 12 мая направлены предложения АРПЭ с предложением направить меру на закупки комплектующих производственного назначения, как российских, так и зарубежных, как прямого импорта, так и закупок в России у дистрибьюторов. Также предлагаем исключить из перечня конечную продукцию – электронное оборудование, льготное кредитование ее закупок будут направлено против российских производителей.

Таможенные платежи

Зафиксировать расчетный курс таможенных платежей на всю продукцию на уровне цены валюты, действовавшей на 18 февраля 2022 года

Перенести взимание НДС при ввозе на момент возникновения выручки у импортера

  • Предложения направлены в Правительство письмом 2 марта с оценкой ситуации в отрасли.

  • Дополнительную работу по этим предложениям не проводили, ответов не получали.

Создание независимых от санкций цепочек производства и поставок

Обеспечить финансирование проектов по созданию кооперационно-логистических центров в странах, которые не поддерживают санкции против России

  • Предложения направлены в Правительство письмом 2 марта с оценкой ситуации в отрасли.

  • Провели очное собрание членов АРПЭ по обмену опытом организации независимых каналов поставок 8 апреля 2022

Обеспечить доступность юаня и стабильность курса.

  • Предложения АРПЭ направлены в Центробанк и Минфин, см. письмо.

  • Получен ответ Минфина России о текущем состоянии вопроса доступности юаня и возможностях проведения платежей.